Ишкова (Семухина) Надежда - учитель-логопед
Консультация "Чтобы звук произносить, язычок мы развиваем"
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения. Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать(?), ведь он и так «без костей». Оказывается язык – главная мышца органов речи. А для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. А сейчас с вами разберем общую артикуляционную гимнастику для всех звуков. Упражнения: 1. «Улыбка» 2. «Хоботок» 3. «Домик открывается – закрывается» 4. Чередование «Улыбка – Хоботок – Домик открывается – Домик закрывается» 5. «Любопытный язычок» 6. Язык здоровается с подбородком 7. Язык здоровается с верхней губой 8. Качели 9. Футбол 10. Толстячки – Худышки 11. Маляр 12. Лопаточка 13. Заборчик Рекомендации к проведению упражнений: – Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? – Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. – Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Улыбка Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Хоботок Вытянуть сомкнутые губы вперёд. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - и губы примут положение трубочки.
Хоботок – Улыбка – Домик открывается Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Любопытный язычок Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Качели Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем дотронуться кончиком языка до верхней губы
Футбол Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. Рот закрыт.
Лопатка Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз и убрать язык в рот.
Заборчик Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка.
26 октября 2016 в 06:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.